Вариант 1
Прочтите текст и
выполните задания А1 – А7; В1 – В9; С2
(1)А
вечером папа спросил: (2)– Ну как? 3)Понравилось в цирке? (4)Я сказал: (5)–
Папа, там в цирке есть одна девочка. 6) Она танцует на голубом шаре! 7)
Пойдем снова в следующее воскресенье в
цирк! 8) Я тебе ее покажу! (9)Папа сказал: (10)– Обязательно пойдем. 11) Обожаю
цирк! 12) И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил
еще одну неделю. 13) И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил
билеты во второй ряд. 14) И я начал ждать, когда появится девочка на шаре. 15)
Но человек, который объявляет, объявлял все время разных артистов. 16) А я
прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, как она необыкновенно красива в своем серебряном
костюме с воздушным плащом. 17) И я все время говорил папе: 18)- Да ну его! 19)
Это ерунда на постном масле! 20) И папа говорил, не глядя на меня: 21) – Не
мешай, пожалуйста. 22) Это очень интересно! 23) Это самое то! 24) Я подумал,
что папа, видно плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. 25)
Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. 27) – Ант-рра-кт! 28)
Папа удивленно сказал: 29) А где же твоя
эквилибристка? 30) Пойдем-ка купим программку. 31) Он был веселый и довольный. 32)
Он огляделся вокруг и сказал: 33) – Ах, люблю я цирк, самый запах этот… 34)
Голову кружит… 34) Мы вышли в коридор, и я спросил у контролерши: 35)- Скажите,
пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре? 36) Контролерша ответила,
что девочка уехала. 37) Я сказал: 38) – Пойдем домой, папа. 39) Он сказал: 40)
– Вот так раз… 41) Когда мы вышли на улицу Горького, он, посмотрев на меня сверху, радостно сказал: 42) – Зайдем в кафе
«Мороженое», смутузим по две порции, а? 43) Я сказал: 44)- Не хочется что-то,
папа. 45) – Там подают воду, называется «Кахетинская». 46) Нигде в мире не пил
лучшей воды. 47) Я сказал: 48) – Не хочется, папа. 49) Он не стал меня
уговаривать. 50) Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. 51) Мне стало даже больно. 52) Он шел так
быстро, что я еле-еле поспевал за ним. 53) Отчего он шел так быстро? 54) Почему
он не разговаривал со мной? 55) Мне захотелось на него взглянуть. 56) У него
было очень серьезное и грустное лицо.
Задания А1 – А3
выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию
даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный
А1. Какое из
высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему папа не стал
уговаривать сына пойти выпить воды»?
1)Папа
понял настроение сына и не стал настаивать. 3)
Папа обиделся на нечуткость сына.
2)Папа
рассердился на сына за то, что тот не послушался отца. 4) Папа строгий человек
и не повторяет своих просьб трижды.
А2. Укажите, в
каком значении употребляется в тексте слово ПРИБАВИЛ (предложение 50)?
1)
приплюсовать 2) Преувеличить 3)
добавить
4) присовокупить
А3. Укажите, в
каком предложении в качестве средства речевой выразительности используется
фразеологизм?
1) Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым
голосом крикнул:
2)
И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну
неделю.
3)
Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
4) А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень
хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным
плащом.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1)
В
слове ДАЖЕ (предложение 12) звук Ж – твердый, непарный.
2)
В
слове СДЕРЖАЛ (предложение 13) все согласные звонкие.
3)В слове ЦИРК (предложение 11) все
согласные твердые.
4)В слове ШЕЛ (предложение 52) бука Ё обозначает мягкость согласного.
А5. Укажите слово с
чередующейся в корне.
1) от нетерпения 2)
поспевал 3)
разбирается 4)
сдержал
А6. В каком слове
правописание приставки регулируется правилом глухости/звонкости последующего
согласного.
1) сдержал 2) спросил 3)
взглянуть 4)
своим
А7. В каком слове
правописание суффикса наречия зависит от
приставки.
1) необыкновенно 2)
удивленно 3)
сверху
4) снова
Задания В1 –
В9 выполните на основе анализа
содержания прочитанного текста. Ответы
на задания В1 – В9 записывайте цифрами или словами.
В1. Замените слово
СМУТУЗИМ в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом.
В2. Замените
словосочетание РАДОСТНО СКАЗАЛ
(предложение 41) , построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите
грамматическую основу предложения 22.
В4. Из предложений
15—19 выпишите слово, в котором правописание суффикса Н определяется правилом:
«В прилагательном, образованном при помощи суффикса -ЯН-, пишется -Н-».
В5. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводном слове:
– Ах,(1) люблю я
цирк,(2) самый запах этот… Голову
кружит…Мы вышли в коридор,(3) и я спросил у контролерши: - Скажите,(4)
пожалуйста(5), а когда будет выступать
девочка на шаре? Контролерша ответила(6),
что девочка уехала. Я сказал: – Пойдем
домой, (7) папа.
В6. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при обращении:
– Ах,(1) люблю я цирк,(2) самый запах этот…
Голову кружит…Мы вышли в коридор,(3) и я спросил у контролерши: -
Скажите,(4) пожалуйста(5), а когда будет
выступать девочка на шаре? Контролерша
ответила(6), что девочка уехала. Я сказал:
– Пойдем домой, (7) папа.
В 7. Укажите
количество грамматических основ в 16 предложении.
В8. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения:
И я начал ждать,(1)
когда появится девочка на шаре. Но человек,(2) который объявляет,(3) объявлял
все время разных артистов. А я прямо
дрожал от нетерпения,(4) мне очень хотелось,(5) чтобы папа увидел,(6) как она необыкновенно красива в своем серебряном
костюме с воздушным плащом.
В9. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения:
Мы вышли в
коридор, (1) и я спросил у контролерши:- Скажите,(2) пожалуйста,(3) а когда
будет выступать девочка на шаре? Контролерша ответила, (4)что девочка уехала. Я
сказал: – Пойдем домой,(5) папа.
В10. Из предложения 6 выписать
словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
В11. Среди
предложений 41 – 44 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
В12. Среди
предложений 5 – 9 найти простое, односоставное определенно-личное предложение.
Укажите номер этого предложения.
Вариант 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.
Вожак
(1)—
Пойдём на Чатыр-даг, — сказал первый мальчик. (2)— Скучно, — сказала девочка.
(3)— Мы там недавно были. (4)— Давайте искать сердолики, — сказал второй
мальчик. (5)— Жарко, — ответила девочка. (6)— Солнце слепит глаза, и ничего не
видно. (7)Они сидели, поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне — я видел их
тоненькие шеи. (9)А девочка — лицом. (10)У неё было обветренное, загорелое
лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (11)Ребята только что вылезли из моря
и сидели на пустынном берегу. (12)— Что, не можете договориться, как провести
время? — спросил я, приблизившись к ним. (13)Они посмотрели на меня, и девочка,
пригорюнившись, сказала: (14)— Каждый день придумывают одно и то же, а мне
скучно. (15)Очень скучно... (16)— А она ничего не придумывает, а только
скучает, — сказал первый мальчик. (17)— Да, тяжело. (18)Они вздохнули.
(19)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо. (20)— А знаете что, —
сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в
этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (21)Только обязательно.
(22)— Интересно. (23)А кто будет первым вожаком? — спросила девочка. (24)— Ну
кто? (25)Кто-нибудь из вас троих. (26)— Нас не трое, — сказал второй мальчик. —
(27)Нас четверо. (28)Сейчас ещё Димка придёт. (29)— Димка у нас странный, —
сказала девочка. (30)— Чем же он у вас странный? (31)Она засмеялась: (32).— Он
иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает
стихи. (33)— А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик.
(34)— Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль,
чудак. (35)— А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с
морем. (36)Иду я. (37)Тихо. (38)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40)Всё
равно, море, я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41)Иногда ты мне
кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты
шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои
подводные течения». (43)Смотрю — никого. (44)Один Димка на берегу и кричит все
эти слова. (45)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (46)А он
посмотрел на меня и отвечает: «С морем». (47)— С морем? — удивился я. (48)— Ну
да. (49)Оно ведь живое. (50)И в это время появился сам Димка. (51)Он летел
стрелой. (52)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные. (53)Ребята
повернулись в его сторону. (54)— Я видел, я видел гремучую змею! — сказал
Димка. (55)— Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56)Я хотел её
тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57)Но потом я подумал, что вам,
наверное, будет интересно посмотреть на живую змею. (58)И я примчался за вами.
(59)Мальчишки тут же вскочили. (60)— А она нас не укусит? — спросила девочка.
(61)— Трусиха! — сказал первый мальчик. (62)— Девчонка! — поддержал его второй.
— (63)Пошли, Димка, без неё. (64)— Что ты, — сказал Димка девочке и тихо
добавил: (65)— Эта змея — обыкновенный уж. (66)Про гремучую я придумал для
интереса. (67)И убивать мы её не будем. (68)Ужи — безвредные змеи. (69)Девочка
засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек. (70)Так я и не
успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71)Он
научит их всех.
(По
В. Железникову)
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из
которых только один правильный.
А1. Какое из
высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: Каким, по мнению
автора, должен быть настоящий вожак?
1)
Он должен быть сильным и смелым. 3) Он должен в
простых вещах находить удивительное и помогать другим увидеть это.
2)
Он должен быть умным и начитанным 4) Он должен читать
стихи, петь песни из кинофильмов и хорошо плавать.
А2. Каким
фразеологическим оборотом можно заменить в тексте слово «странный» из предложения 29?
1)
первая скрипка 2) Янус двуликий 3) заблудшая
овца 4) белая
ворона
А3. Укажите, какие
средства речевой выразительности используются в предложениях:
«(41)Иногда
ты мне кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу
и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои
подводные течения».
1)
метафора и сравнительный оборот 2) анафора и гипербола 3) эпитет и олицетворение 4) ряд однородных членов и
градация
А4. Укажите
ошибочное суждение
1)
В
слове ЗМЕЯ буква Я обозначает два звука 3) В слове УКУСИТ
все согласные звуки глухие
2)
В
слове ПОШЛИ буква О обозначает звук А 4) В слове МОРЕ звук
Р твердый
А5.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1)
Растущий 2) колодец 3) косичка 4) костяной
А6. В каком слове
правописание приставки регулируется правилом глухости/звонкости последующего
согласного.
1) бессердечный 2) нарвал 3) приблизиться 4) здоровье
А7. В каком слове
правописание суффикса наречия зависит от
приставки.
1) высоко 2) справа 3) удивленно 4) безрадостно
Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или
цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените
фразеологизм ЛЕТЕЛ СТРЕЛОЙ из предложения 51 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
В2.
Замените словосочетание АВТОБУСНЫЙ ПРАК, построенное на основе согласования,
синонимичные со связью управление
В3. Выпишите
грамматическую основу предложения 41.
В4. Из предложений
10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса НН определяется правилом:
«В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного,
основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН- ».
В5. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры (или цифру), обозначающие запятые при вводном слове: (55)—
Она ползла,(1) тихо пошёптывая,(2) и я слышал её шипение. (56)Я хотел её тут же
убить,(3) чтобы добыть яд для лекарств. (57)Но потом я подумал,(4) что вам,(5)
наверное,(6) будет интересно посмотреть на живую змею.
В6. В приведенных ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру),
обозначающие запятые при обращении: И вдруг слышу: Молчишь, (1) не отвечаешь?
Всё равно, (2) море, (3) я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! Иногда ты
мне кажешься очень хитрым. А иногда добрым, (4) когда я лежу на твоём берегу и
ты шепчешь мне, (5) какие можно построить морские электростанции, (6) используя
твои подводные течения.
В7. Укажите
количество грамматических основ в предложении 19.
В8. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры (или цифру), обозначающие занятые между частями сложноподчинённого
предложения.
— Я видел, (1) я
видел гремучую змею! – сказал Димка. — Она ползла, (2) тихо пошёптывая, (3) и я
слышал её шипение. Я хотел её тут же убить, (4) чтобы добыть яд для лекарств.
Но потом я подумал, (5) что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею.
В9. В приведенных
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Они посмотрели
на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала: «Каждый день
придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно...»
— А она ничего
не придумывает, (5) а только скучает, (6) — сказал первый мальчик.
В10. Выпишите из предложения
69 словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ.
В11. Среди
предложений 6—9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите
номер этого предложения.
В12. Среди
предложений 53 - 56 найти сложное, в котором одна из частей – односоставное
безличное предложение. Напишите номер этого предложения