Вариант I
А
1. Укажите
верное утверждение.
1)
Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое),
являются двусоставными.
2)
Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.
3)
Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.
2. Определите
вид односоставного предложения по следующим признакам:
1)
В нем нет подлежащего.
2)
Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо.
3)
Действие совершается определенным лицом.
3. Определите,
какие из этих предложений обобщенно-личные, укажите номера предложений
1)
От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4)
В городе наконец построили бассейн.
4. Укажите номера
неопределенно-личных предложений.
1)
Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских
зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили
белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4)
Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким
образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
5.
Укажите номер безличного предложения
1)
Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с
ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю.
6. Выпишите безличное предложение, подчеркните сказуемое и
укажите, чем оно выражено
1)
Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули
по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5 ) А
вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес.
7. Укажите
номера назывных предложений. Какую роль они играют в тексте?
1)
Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным
лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах
деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень.
8. Выпишите грамматические
основы в предложениях.
1)
Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером.
3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не
проткнуть.
В – списать,
выделить грамматическую основу, указать вид предложения по составу
грамматической основы (Д/С, О/С), если предложение односоставное – его
вил(о-л,н-л,б-л, наз)
1)
Без конца еду по белому полю. 2) Погода не унимается уже несколько дней. 3) Всё
залило вешней водой. 4) Она же, ревя, разнесла в щепки мосты. 5) Начинаем концерт
инструментальной музыки. 6) Вдали виднеется угрюмый берег Иртыша.7) Снежная
пыль. 8) Нудная, прямая дорога. 9) Холодно и скучно путнику на такой дороге.
10) Ногам зябко. 11) Где-то нас ждут, готовят горячий чай. 12) К рассвету
страшно утомляешься от пронизывающего холода. 13) Сладко дремлется на рассвете.
14) Вы думали о последствиях своего поступка? 15) К сожалению, нет.
Вариант II
1. Укажите неверное
утверждение.
1)
Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое),
то оно является односоставным.
2)
Если в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.
3)
Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются
назывными.
2. Определите
вид односоставного предложения по следующим признакам:
1)
В нем нет подлежащего.
2)
Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму
прошедшего времени множественного числа.
3)
Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто
совершает это действие.
3. Определите,
какие из этих предложений обобщенно-личные, укажите номер этих предложений
1)
Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке
математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.
4. Укажите номера
неопределенно-личных предложений.
1)
Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков.
3) Затем мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей.
5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь
целлюлоза остается твердой.
5. Укажите номер
назывного предложения.
1)
Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые
листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут
туманы.
6. Выпишите
безличное предложение, подчеркните сказуемое и укажите, чем оно выражено
1)
Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу
или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им
улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся
со всех сторон.
7. Укажите
номера назывных предложений. Какую роль они играют в тексте?
1)
В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5)
Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие
наряды. 7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
8. Выпишите
грамматические основы в предложениях:
1)
Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4)
Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.
В – списать,
выделить грамматическую основу, указать вид предложения по составу грамматической
основы (Д/С, О/С), если предложение односоставное – его вил(о-л,н-л,б-л, наз)
1)
У многих народов дуб считался самым красивым деревом. 2) К нему относились с
почтительностью и любовью. 2) Когда открываешь книгу с рисунками или
фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. 3) Синее-синее небо над
головой. 4) Лежишь на поляне и слушаешь жужжание шмелей. 5) Спокойно и
комфортно на душе. 6) Недалеко нырнули в реку. 7) На воде барашки волн. 8)
Легкий ветерок. 9) Хорошо думается в этом покое. 10) Гремя сапогами, сбегаю с
крыльца. 11) На небе нет ни тучки. 12) В деревне работают круглый год. 13)
Пахнет свежевспаханной землей. 14) Весна пахнет талым снегом и полой водой. 15)
Тучи покрыли ровным пологом все небо.