7 янв. 2015 г.

7 класс

ВариантI

А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?
      1) пятьдесят;        2) чутьё;              3) повесть;            4) шесть.
А2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
       1)тортЫ;            2)кулинарИя;     3)фОрзац;          4)договОр
А3. Какое слово состоит из приставки, корня,  двух суффиксов, окончания?
      1)переходный;        2)именами;        3)увиденный;     4)переступил
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
      1) при ваш…м участи…
      2) на блестящ…й поверхност…
      3) в дальн…й деревн…
      4) сегодняшн…м решени…м
А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ра…брасывать, во…местить, не…добровать
2) по…пустить, о…бросить, на…треснутый
3) непр…годный, пр…плыть, пр…ветлив
4) про…грыш, раз…скать, пред…юньский
А6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)       провер…шь, слыш…мая
2)       задерж…шься, наполня…мый
3)       выгон…шь, реша…мый
4)       затоп…шь, охраня…мый
А7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)       (по)английски, (в)первые, (пол)апреля
2)       (юго)восточнее, (по)купечески, где(либо)
3)       (премьер)министр, (бледно)лицый, (в)одиночку
4)       (матч)турнир, всё(таки), (по)немногу
А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
       1)десять граммов;           2)пять ватт;                  3)пара кедов;                 4)белая тюль 
А9. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
       1) …зык;                     2) зад…вать;                  3) прил…гательное;                      4) г…зета
А10. В каком слове пишется разделительный Ъ?
        1) сверх…мощный;               2) л…ющийся;                 3) с…ёмка;                      4) в..юга
А11. В каком слове пишется в корне буква Е?
         1) соб…раться;                     2) уб…ру;                         3) заст…лать;                  4)  зам…рать
      А12.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
                А. приветл..вый
                Б. обид..ться
                В. ноздр..ватый
                Г. благоустра..вать
         1) А, Б, Г                              2) А, Б, В                                 3) В, Г                              4) А, Г
А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
         1) пр…мьера, през…дент, обж…гаться.
         2) пр…красный, обогр…ватель, к…пучий;
         3) д…лёкий, ди…лог, под…вать;
         4) тихая заво…ь, невысокая огра…ка, ненас…ная погода.
А14. Найдите слово, образованное суффиксальным способом.
1)       мореход;
2)       приостановить;
3)       увиденный;
4)       прабабушка.
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1)       таможенники провер…т, крас…щий пегмент
2)       пастухи гон…т, внемл…щий всему
3)       грешники ка…тся, люб…щий читать
4)       друзья дел…тся всем, стел..щийся туман
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Образ «машины времени», восходящий к Г.Уэлсу и его одноимё(1)ому  роману, не был случайным для В.Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, носили технологический характер и были связа(3)ы  с надеждами на развитие технического прогресса.
1) 1,3                                2) 2                               3) 3                                      4)1,2,3
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1)       Обнаружен (не)опознанный летающий объект.
2)       На столе только (не)допитый стакан сока.
3)       У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.
4)       (Не)где было ему больше жить.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)       Гуров спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.
2)       «Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя (НА)КРАЮ бездны и удержать от преступления», - сказал Николай.
3)       Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и все (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс.
4)       В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД ЗА(ТЕМ) первым письмом пришло второе.
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
         Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.
         1) 1,3,4                       2) 2,3                        3) 1,2,4                          4) 1,2,3,4
А20. Укажите предложение, в котором нужно расставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1)       Земляникой да черникой полны наши леса!
2)       По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.
3)       Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
4)       С трудом различаю цвет и очертания людей и предметов.
А 21. Укажите какой частью речи является слово НЕОБХОДИМ.
1)       краткое прилагательное;
2)       краткое причастие;
3)       наречие;
4)       деепричастие.
А 22.  Найдите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания.
1)       Вы, Петя, расскажите лучше о планетах.
2)       О чём ты думаешь казак, когда участвуешь в сраженье?
3)       В защиту мира вставайте, люди!
4)       Друзья, мы живём с вами в великую эпоху.
А23.  Укажите простое предложение.
1)       Я прекратил расспросы,  велел поставить чайник.
2)       Наступила зима, выпал снег.
3)       Все жаловались на холод, и дождь стучал в окно.
4)       У меня была зелёная краска, и я задумал нарисовать охоту.
 Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-6  (запишите только номер выбранного варианта ответа)
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.
(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог!
(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
                                                                                                                                                              (по К.Г. Паустовскому)

 В1.  В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?
        1) 22                    2) 2                    3) 24                           4) 4
  В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
         1) 5                     2) 7                    3) 17                           4) 14
  В3. Укажите стиль речи данного текста
1) Разговорный;                2)публицистический;                       3)художественный;                         4)научный
  В4. Укажите тип речи данного текста
1)       описание
2)       повествование и описание
3)       рассуждение и повествование
4)       рассуждение и описание
  В5. В предложении 7 найдите наречие времени, выпишите его                                                                                
    Вариант II

А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
      1)дневной;           2)образ;              3)вокзал;                   4)портить
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
       1)диАлог;            2)сливОвый;      3)каталОг;                  4)кЕдровый
А3. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
      1)душистый;        2)поиграли;           3)приделав;            4)усидчивым
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
      1) в настоящ…м времен…
      2) о пробудивш…йся совест…
      3) интереснейш..м гербари…м
      4) наливающ…йся пшениц…й
А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)       по…кладка, о…бойный, на…строчный
2)       пр…встать, пр…дирчивый, пр…усадебный
3)       на…граться, сверх…нтересный, из…мать
4)       бар…ерный, с…язвить, обез…яна
А6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)       догон…шь, слыш…мый
2)       накоп…шь, встреч….нный
3)       бор….шься, настраива…мый
4)       ссор…шься, ка…вшийся
А7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)       (по)гречески, (в)начале, (пол)апреля
2)       (северо)восточнее, (по)лисьи, где(либо)
3)       (анти)военный, (смугло)лицый, (по)одиночку
4)       (матч)турнир, всё(таки), (по)немногу
А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
       1)десять валенков;            2)пять групп;                  3)пара туфель;                     4)серая шинель  
А9. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
       1)кр…пива;                       2)уд…вляться;                3)р…сток;                            4)в…ликий
А10. В каком слове пишется разделительный Ъ?
        1)с…ёжиться;                  2)в…юга;                          3)б…ющийся;                       4)суч..я
А11. В каких словах пишется в корне буква И?
         1) заст…лить;                 2) уд…рать;                          3)подт…реть;                     4)зам…реть
А12. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
                А. прицел..вающийся
                Б. засушл..вый
                В. понаде..вшись
                Г. щавел..вый
1) А, Б, Г                        2) А, Б                           3) В, Г                        4) А, В, Г
А13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
         1) спец..алист, р..комендация, пр..рода
         2) кр..терий, употр..бить, прав..льный
         3) зага..ка, нахо…ка, о..тиск
         4) мот..вировать, акт..вировать, про...зношение
А14. Найдите слово, образованное приставочным способом
1)       отбор
2)       отбежать
3)       сахарок
4)       пароход
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1)       туш…шь, сдерж…нный
2)       дыш…шь. движ…мый
3)       неж…шься, изуч…нный
4)       кудахч…шь, немину…мый
А16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
         В лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова» нет отрицательных персонажей, а облагороже(1)ое, возвыше(2)ое прошлое в целом противопоставле(3)о измельчавшей совреме(4)ости.
         1) 1,2,3                          2) 2,3,4                            3) 1,3                                 4) 1,2,4
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)       (Не)сумевший реализовать себя в жизни, главный герой проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
2)       Ключи до сих пор (не)найдены.
3)       Дом у Петровых был (не)большой, но очень уютный.
4)       Брат (не)удостоил его даже упрёком.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1)       (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни мы много читаем, но ВСЁ(ЖЕ) у каждого из нас есть любимые книги.
2)       Отец ТО(ЖЕ) целый день налаживал косу, ЧТО(БЫ) утром на заре выйти в поле.
3)       ЧТО(БЫ) ни случилось, нам надо было попасть домой (ЗА)СВЕТЛО.
4)       В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась (В)ДОЛЬ самого берега, по(ТОМУ) что вокруг были мины 
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
         Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых(3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.
         1) 1,2,3                                2) 2,4                                  3) 1,3                                    4) 1,3,4
А20. Укажите предложение, в котором нужно расставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1)       При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
2)       Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в  неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3)       Зимой я либо ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
4)       Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и  к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
А21. Найдите предложение, в котором есть распространённое обращение ( знаки препинания не расставлены).
1)       Приветствую тебя пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
2)       Папа приходил на завод рано утром.
3)       В защиту мира вставайте люди!
4)       Друзья мы живём с вами в великую эпоху.
А22.  Укажите сложное предложение, в котором оба подлежащих выражены   местоимениями.
1)       Заморосил мелкий дождик, и тучи затянули всё небо.
2)       Жить – родине служить, и он об этом знал очень хорошо.
3)       Все жаловались на холод, и вдруг кто-то  стучал в окно.
4)       У меня была зелёная краска, и я задумал нарисовать охоту.
А23. Укажите какой частью речи является слово НЕСМОТРЯ НА
1)       наречие;                            2) предлог;                           3) деепричастие;                        4)причастие.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-5  (запишите только номер выбранного варианта ответа)
(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.
(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телеви­зору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским ферме­ром, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
– (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и – всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…
(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)Затем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно – по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
(по В. Солоухину)
В1. В каком предложении говорится об отношении к проблеме увлечения просмотром телевизионных передач?
        1) 6                              2) 13                                  3) 21                                   4) 7
 В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
         1) 11                            2) 12                                  3) 13                                  4) 14
В3. Укажите стиль речи данного текста
1) разговорный;                    2)публицистический;            3)художественный;              4)научный
В4. Укажите тип речи данного текста
1) описание;                2)повествование и описание;     3)рассуждение и повествование;       4)рассуждение и описание
  В5. В предложениях 8-11 найдите и выпишите отрицательное местоимение.